Решая важные задачи
В очередной раз в замечательное весеннее время педагогов Брянщины собрала «Искорка». Здесь состоялся двухдневный семинар по теме «Реализация концепции преемственности дошкольного и начального общего образования: практико-ориентированное образование. Результаты, проблемы, перспективы», организованный Брянской региональной общественной организацией «Ассоциация педагогических работников» при поддержке Брянского института повышения квалификации работников образования для педагогов дошкольных образовательных организаций и учителей начального общего образования. В семинаре приняли участие представители 32 местных отделений Ассоциации: более 190 человек ( преподаватели, методисты, воспитатели, учителя, представители научного сообщества региона). Работа семинара была организована по 4 секциям.
1. «Создание условий по организации по организации методического сопровождения модели преемственности практико – ориентированного образования»;
2. «Расширение социального партнерства по организации практико – ориентированного подхода в образовании».
3. «Новые подходы по взаимодействию образовательных организаций и семьи по реализации модели преемственности»;
4. «Совершенствование образовательной деятельности с использованием практико – ориентированных технологий в ДОО и начальных школы».;
В Концепции преемственности дошкольного и начального общего образования: практико-ориентированное образование сказано: «В настоящее время основой устойчивого развития России является создание инновационной высокотехнологичной экономики, способной обеспечить конкурентоспособность страны и сформировать собственную мощную производственную базу. Современные потребности как Российского, так и регионального рынка труда актуализировали вопрос, связанный с дефицитом квалифицированных специалистов технического профиля. Разрешение данной проблемы возможно при условии объединения усилий и развития разных форм сотрудничества производств и образовательных организаций, обеспечивающих непрерывную технологическую подготовку в рамках реализации сетевой модели: «детский сад – школа – колледж – университет - производство». Основными моментами реализации данной проблемы и стала тема обсуждения на четырёх секционных площадках семинара.
Первая секция под руководством модератора, старшего преподавателя кафедры управления и экономического образования БИПКРО Левой Н.В. работала над темой «Создание условий по организационно-методическому сопровождению модели преемственности практико-ориентированного образования». Ведущие секции директор МБОУ «Гимназия №1» п. Навля Изотова С.А. и заведующая МБДОУ д/с «Аистёнок» п. Выгоничи Заварзина О.А. в течении двух дней организовывали работу воспитателей и учителей.
Цель работы секции: повышение качества и эффективности образовательного процесса в рамках реализации программы преемственности практико-ориентированного образования.
В ходе работы по достижению данной цели была посещена выставка технического творчества дошколят и младших школьников, которую подготовили опорные образовательные организации – школы и детские сады Брянской области, изучен педагогический опыт по практико-ориентированному образованию работников нашего региона, создан банк методического обеспечения.
Директор МБОУ «гимназия №1» п. Навля Изотова С.А. представила опыт работы площадки по теме «Организационно-методический аспект реализации программы преемственности практико-ориентированного образования дошкольного и начального основного уровней образования"
С мастер-классом «Интерактивные формы работы с педагогами ДОУ в виде деловой игры «От теории к практике», выступила Поддубная Т.П., заведующий МБДОУ детский сад №7 г. Новозыбкова Борзыкина В.Г., заместитель директора по УВР, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1 п. Навля» провела мастер-класс «Интерактивные формы работы с педагогами НОО». Ознакомила с методикой проведения квест-игры с младшими школьниками по ранней профориентации в рамках практико-ориентированного образования». Выступила с мастер- классом «Интерактивные формы работы с педагогами ДОУ Румянцева Н.А., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 п. Навля комбинированного вида». Через деловую игру ознакомила со способами формирования профессиональной компетенции педагога дошкольного учреждения на основе практико-ориентированного подхода».
Презентацию электронного конструктора «Знаток» представила, Сучкова И. Н., методист СЮТ г. Клинцы, Баранова О.И., методист ГАУ ДО «Центр технического творчества Брянской области» поделилась опытом по подготовке и проведению регионального этапа Всероссийского робототехнического Форума дошкольных образовательных организаций «Икаренок».
Благодаря работе удалось собрать методические материалы, которые пригодятся для практической работы.
Вторая группа работала по теме: «Расширение социального партнерства по организации практико – ориентированного подхода в образовании».
Целью площадки стало знакомство с сетевой организацией образовательного пространства в рамках преемственности дошкольного и начального образования. Расширение социального партнерства по организации практико – ориентированного подхода в образовании» - тема одной из работавших секций. Модератором группы выступила Хохлова Т.В., доцент, кандидат педагогических наук, центра дошкольного и начального образования ГАУ ДПО «БИПКРО». В роли ведущих выступили Турлак А.А. , старший воспитатель МДОУ Трубчевский детский сад комбинированного вида «Теремок» и Пупанова Т.Ю., директор МБОУ «Гимназия №3» г. Брянска.
Работу секции своим выступлением открыла Турлак А.А., она с присутствующими увлеченно поделилась опытом своей работы по теме «Сетевая организация образовательного пространства в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования».
Вторая часть состояла из нескольких мастер – классов. Мастер классы представила Гришанова Н.М. (старший воспитатель МБДОУ с. Десятуха Стародубского района, в своей работе представила опыт работы по подготовке и участии в конкурсе « Икоренок».
Турлак А.А. представила мастер класс взаимодействия с ближайшим социумом. В ходе работы наша секция принимала активное участие в изготовлении интеллектуальной карты.
Учитель начальных классов МБОУ « Гимназия №3» г. Брянска Бегунова И.Б. поделилась опытом работы по проектной деятельности младшей школы по теме « Азбука пешехода», « Все профессии важны». В ходе работы участники узнали о самостоятельной технологии изготовления стикеров и необходимости их использования.
Усова Е.Д., учитель начальных классов МБОУ « Общеобразовательная школа № 64 г. Брянска представила мастер класс по проектной деятельности младших школьников.
Итогом работы было создание банка методического обеспечения сетевой организации образовательного пространства.
Работа носила творческий характер. В группе царила доброжелательная обстановка. Коллеги города и района поделились опытом, задавали вопросы и получили ответы.
Тема третьей секции «Новые подходы по взаимодействию образовательных организаций и семьи по реализации модели преемственности». Работа в группе началась с того, что модератор Носова Л.А., старший преподаватель центра дошкольного и начального образования ГАУ ДПО «БИПКРО» представила ведущих секции Савченко О.В., заместителя директора МБОУ «Лицей №27 имени Героя советского Союза И.Е. Кустова» г. Брянска и Быкова С.В., заместителя директора по УВР МБОУ СОШ №64 г. Брянска.
Быков С.В. акцентировал внимание присутствующих на создании условий для работы с семьей по реализации концепции преемственности, формах и методах реализации взаимодействия образовательного учреждения МБОУ СОШ №64 г. Брянска и МБДОУ №21 «Десняночка» и МБДОУ №148 «Звездный».
Савченко О.В. представила вниманию собравшихся мастер-класс «Интерактивные формы работы с семьями воспитанников ДОО. Квест – путешествие, фестиваль творческих профессий, кружок «Мастерская папы». Участников группы заинтересовали способы вовлечения в воспитательный процесс отцов воспитанников. Они так же стали активными участниками квест – путешествия в «Мастерград», что подарило участникам яркие, позитивные эмоции.
Следующим по программе был мастер – класс Нечипорук Н.П., учителя начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Унеча «Развитие познавательной инициативы. Включенность в разные виды продуктивной деятельности». Педагог предложила на время оказаться родителями будущих первоклассников, тем самым пробудила у присутствующих чувство родительской любви. На своеобразных жизненных уроках рисовали портрет будущего первоклассника, строили для него комфортный дом, в котором не будет места для страхов и переживаний, рассуждали о том, каким видится будущее детей.
Третий мастер – класс представила не воспитатель ДОУ и не учитель школы, а мама воспитанницы подготовительной группы МБДОУ «Теремок» г. Трубчевска Руденок М.В. «Развитие познавательной инициативы. Включенность в разные виды продуктивной деятельности». Результатом творческой работы стали необыкновенно яркие цветы из обычной офисной бумаги. Такую форму работы с родителями можно использовать во время оформления интерьера образовательного учреждения к различным праздникам.
Завершающим занятием стал мастер – класс педагога – организатора ГАУ ДО «Центр технического творчества Брянской области» Сковородниковой М.В. «Интерактивные формы работы семьями обучающихся в системе дополнительного образования. Мир, в котором всегда хорошая погода». Участники секции открыли для себя уже почти забытую форму воздействия на семьи – притчу. Поняли, что её воспитательный потенциал как лекарство способен лечить самые глубокие раны равнодушия к близким людям.
По итогам работы группы было проведено обсуждение, где каждый участник высказал свое мнение. Была отмечена практическая направленность проведенных мероприятий, высказаны пожелания к дальнейшему обмену методическими наработками. Среди присутствующих нашлось большое количество желающих делиться опытом своей работы.
В четвёртой секции «Совершенствование образовательной деятельности с использования практико – ориентированных технологий в ДОО и начальной школе» модератором выступила старший преподаватель, заведующая центром дошкольного и начального образования ГАУ ДПО «БИПКРО», Полякова М.И., ведущими: директор МБОУ – СОШ №3 им.Орджоникидзе г. Клинцы Харченко Т.А., заведующая МБДОУ – д/с № 22 «Солнышко» г. Клинцы Кабанова С.В., директор МАОУ г. Жуковка «Лицей № 1 им. Д.С. Озерского» Котова И.А., которые рассказали об эффективности взаимодействия воспитателей и учителей, что позволяет обеспечить непрерывность практико – ориентированного обучения.
В рамках работы секции были представлены мастер – классы:
- «Лего – конструирование, как средство развития конструктивно – модельной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Рыжанова С.В., воспитатель МБДОУ д/с № 151 « Маяк» г. Брянска.
- «Лего – конструирование и робототехника в современных условиях ДОО» Дубовик О.Н., заведующая МБДОУ д/с № 21 « Десняночка» г. Брянска Васильева О. И., старшие воспитатель МБДОУ №21 « Десняночка» г. Брянска, Пономарева Е.В. и Щербакова Т.В.
- «Робототехника, как одно из эффективных средств развития творческого потенциала и навыков научного мышления в дополнительном образовании Шахрай С.М., Воспитатель МДОУ д/с «Ромашка» г. Унеча.
- Дополнительное образование в ДОО « Игра в шашки и шахматы, как средство интеллектуального развития детей старших дошкольных возрастов в рамках практического ориентирования», Базылева Т.Е., воспитатель МБДОУ д/с «Солнышко» г. Клинцы.
- Дополнительное образование образовательных организаций «Особенности организаций занятий» по робототехнике с учащимися младших классов, Ратников С.С., Симоншина О.М., Симонишин С. А., представители Start Junior – школы моделизации и робототехники.
Участники мастер – классов представили активные формы и технологии, используемые в работе с детьми.
Коллеги отметили содержательность и творческий подход каждого. По их мнению, такие встречи действительно являются школой профессионального роста для каждого. Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения, и наша встреча в рамках практико – ориентированного образования доказала, что наши педагоги – отвечают всем требованиям современного общества.
Со временем в ногу шагают детишки.
Компьютер их друг, электронные книжки!
И взрослых порой научат они
Фантастику в быль превратить из мечты!
Перед нами задача стоит сохранить
Связь поколений тонкую нить!
Должны мы друг друга с детьми дополнять!
И часть системы одной большой стать!!!
Коллеги семинара отметили содержательность прошедшего мероприятия. По их мнению, такие встречи действительно являются Школой профессионального роста для каждого.
Итогом двухдневной работы было создание «Банка методического обеспечения сетевой организации образовательного пространства» и интеллектуальной карты работы секций, которая была презентована на итоговом пленарном заседании. Очень хочется выразить огромную благодарность организаторам и руководителям семинара за тёплый приём, плодотворную работу и за возможность общения с коллегами.
|